ИНФОРМАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

Согласно определению Всемирной организации здравоохранения, профилактика насилия над детьми — это широкий круг мер, которые включают в себя предупреждение насилия:

 

 

  • информирование, обучение и т. д.;
  • идентификацию пострадавших от насилия детей;
  • спасение детей и оказание им экстренной медицинской и психологической помощи;
  • последующую реабилитацию детей и меры, направленные на предотвращение повторного насилия;
  • наказание и исправление лиц, совершивших насилие в отношении детей.

ОСОБЕННОСТЬ ПРОФИЛАКТИКИ СЕКСУАЛЬНОГО НАСИЛИЯ — ЭТО ЕЕ ТЕСНАЯ СВЯЗЬ С ВЫЯВЛЕНИЕМ И ОКАЗАНИЕМ ПОМОЩИ ПОСТРАДАВШИМ ДЕТЯМ.

Одним из подходов к профилактике сексуального насилия является  половое воспитание.

Половое воспитание - часть общего воспитания ребенка, которое передается ребенку, даже если это происходит ненамеренно.

Замалчивая тему сексуальности, избегая разговоров на эту тему, игнорируя простые вопросы, которые задают все дети, родители формируют у ребенка представление, что всё, связанное с сексуальностью, — это запретная, неловкая или постыдная тема.

Для полового воспитания очень важны доступные и наглядные материалы. С  этой целью издаются различные  книги, например: серия книг «Детям про это», книга «Слишком рано! Секс-воспитание подростков в эпоху Интернета», книга «Сексуальный ликбез» и т.д.

КАКИЕ ЖЕ ЗНАНИЯ И НАВЫКИ МОГУТ ДАТЬ РОДИТЕЛИ СВОЕМУ РЕБЕНКУ, ЧТОБЫ ЗАЩИТИТЬ РЕБЕНКА ОТ НАСИЛИЯ И СПОСОБСТВОВАТЬ БЛАГОПОЛУЧНОМУ ПОЛОВОМУ РАЗВИТИЮ?

В первую очередь вся информация должна отвечать запросам ребенка и соответствовать его возрасту!

С 1.5 лет: 

  • Примерно с 1,5 важно правильно называть половые органы ребенка, например, во время купания;
  • Удовлетворять потребность в тактильном контакте, объятиях.

С 2,5-3,5 лет важно:

  • Рассказать о «Правиле нижнего белья»;
  • Тренировать умение сказать «Нет» при неприятном прикосновении (даже члену своей семьи);
  • Мотивировать рассказывать о любых прикосновениях к интимным частям тела родителям (или взрослому в семье, которому ребенок доверяет);
  • Побуждать рассказывать «плохие секреты»;

С 3 до 5 важно:

  • чтобы у ребенка были привиты навыки самостоятельного мытья, в том числе сформированы навыки интимной гигиены;
  • родители ответили на вопрос «откуда я появился» - это возраст «почемучек», и дети зачастую именно в этот период задают этот вопрос;
  • оберегать ребенка от просмотра контента не предназначенного ему по возрасту.

До 7-8 лет:

  • Научить понимать свои границы;
  • Научить делать выбор;
  • Привить «правило нижнего белья», «правило прикосновения», «правило трех шагов»;
  • Научить правильно называть половые органы;
  • Привить культуру обращения за помощью к родителю;
  • Научить говорить «нет»;
  • Научить кричать и звать на помощь;
  • Привить привычку спрашивать согласие на физический контакт;
  • Рассказать, как ребенок появился на свет;
  • Сформировать навык реагирования на просьбы знакомых и незнакомых взрослых и старших детей;
  • Привить положительное представление о себе и своих возможностях;
  • Научить самостоятельно подмывать половые губы и анус;
  • Сформировать положительное отношение к своему телу.

7-9 лет – возраст, когда дети, независимо от того, говорят ли с ними родители о сексуальных отношениях или нет, узнают в подробностях о том, как именно происходит зачатие, и чем родители занимаются ночью. Поэтому задача родителей – быть первоисточником и сформировать правильные представления у ребенка об интимной стороне любви.

С 7 до 11-12 лет ВАЖНО ПОГОВОРИТЬ С РЕБЕНКОМ:

О ПРЕДСТОЯЩЕМ ПОЛОВОМ СОЗРЕВАНИИ:

  • В естественном и позитивном ключе преподнести информацию о месячных/поллюциях;
  • Об изменениях в организма;
  • Рассказать об особенностях гигиены;

О ЛЮБВИ:

  • О заботе;
  • Об отношениях;
  • О семье/о браке;
  • Об ответственности в семье;
  • О детях;
  • О семейных ценностях;
  • О ролях мужчины и женщины;
  • Об уважении в паре;
  • О расставании;
  • О различных видах насилия и способах его избежать;
  • О достоинстве.

КАКИЕ ТЕМЫ ВАЖНО РАСКРЫТЬ В ПЕРИОД С 12-ти до 16-ти лет:

  • Как начать разговор с тем, кто нравится?
  • Свидания
  • Секс.
  • Контрацепция.
  • Личные границы.
  • ВИЧ. ЗППП.
  • Любовь.
  • Брак. Семья. Семейные ценности. Дети.
  • Морально-нравственные ценности.
  • Сексуальные домогательства (в том числе на свидании).
  • Различные виды сексуального насилия, как их распознать, что делать? Какова правовая ответственность. Возраст наступления правовой ответственности.
  • Изнасилование. Что делать?
  • Сочетание: алкоголь, наркотики, секс.
  • Сексуальная ориентация.
  • Как реагировать на мысли заняться сексом?
  • Что делать если беременна или заразилась ( ся) ЗППП?
  • Сексуальность в реальности и в СМИ
  • Уважение в отношениях.
  • Какие отношения должны предшествовать сексу?
  • Секстинг.
  • Груминг.

 

РОДИТЕЛИ ЗАПОМНИТЕ!

РЕБЕНОК ЧАЩЕ РЕШАЕТСЯ НА СЕКСУАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ:

  • Если он о них ничего не знает, ему интересно или непонятно, что с ним происходит;
  • У него нет навыков распознавания и действия в угрожающей ситуации;
  • Ребенок не знает о последствиях;
  • У ребенка занижена самооценка и этим можно воспользоваться.

 

ОПАСЕНИЯ

Некоторые родители опасаются, не спровоцируют ли разговоры о сексе и сексуальном насилии интерес и желание ребенка поэкспериментировать с прикосновениями сексуального характера. Это не так!

Правила безопасности и информация о сексуальном насилии не требуют детальных описаний половых актов.

Образованный и информированный ребенок — это тот ребенок, который в большей степени находится в безопасности.

 

Материал подготовила врач-акушер-гинеколог 

Центра, дружественного подросткам «Подросток»

Ильенко-Зубарева А.В.