А ваш ребенок готов к школе?

Одни мамы и папы хотят, чтобы их ребенок пошел в первый класс как можно раньше. Другие в раздумьях: не хочется сокращать ребенку период относительно беспечного детства. Третьи вообще не имеют определенного мнения. Кодекс об образовании предусматривает поступление детей в школу с шести лет.

Врач-гигиенист Минского областного центра гигиены, эпидемиологии и общественного здоровья Елена Афанасевич рассказывает о критериях готовности ребенка к школе.

 

Существует несколько критериев определения готовности детей к обучению в школе:

  • интеллектуальная готовность: достаточно ли у ребенка знаний, необходимых для обучения, ориентируется ли он в окружающем мире, смене времен года, погодных явлениях, растениях и животных, цветах и формах, представляет ли, в какой стране живет, кто его родители. Способен ли решать логические задачи, запоминать простые последовательности, совершать математические действия, работать с литературой (даже если малыш не умеет читать, он может пользоваться книгой, представляет, зачем она нужна);
  • физическая готовность: способен ли ребенок осилить школьные нагрузки без вреда для здоровья. Может ли бегать, прыгать, делать простые гимнастические упражнения, носить рюкзак с книгами, долго сидеть или стоять;
  • моторная готовность: достаточно ли развиты кисти рук ребенка для совершения сложных манипуляций. Умеет ли он рисовать (хотя бы срисовывать) буквы, вырезать из бумаги и наклеивать вырезанное, лепить из пластилина, закрашивать контур и обводить его. Способен ли сам справиться со шнурками и пуговицами, застежками и молниями;
  • эмоциональная готовность: в состоянии ли ребенок справиться со своими чувствами, контролировать поведение хотя бы какое-то время. Сможет ли высидеть полчаса урока, выполнять неинтересное задание, подчиняться требованиям педагога;
  • социальная готовность: созрел ли ребенок для жизни в коллективе. Готов ли взаимодействовать с одноклассниками, дружить с ними, заниматься совместной деятельностью, признавать их успехи и демонстрировать свои. Умеет ли отстаивать свои интересы без драк и ябедничества, договариваться в случае конфликтов. Способен ли осознавать, приемлемо ли его поведение в обществе;
  • психологически-мотивационная готовность: понимает ли ребенок, зачем ему нужна школа, почему нужно учиться и добиваться результатов. Испытывает ли интерес к занятиям, новым знаниям и навыкам, контакту со сверстниками. Стремится ли хорошо выполнять задания, отвечать на уроках, демонстрировать успехи.

Необходимо учитывать, что решающим фактором готовности к школе являются не сами навыки, а способность ребенка осваивать их, углублять и расширять. Неважно, умеет ли малыш бегло читать или красиво писать, важно, может ли он улучшать свои достижения без запредельных усилий.

И не следует забывать, что переизбыток знаний и навыков может снизить мотивацию первоклассника к учебе. Ребенок привыкнет быть впереди класса, отучится трудиться, начнет скучать на занятиях, а когда дошкольный багаж закончится, быстро отстанет от сверстников. 

 

Чтобы малыш учился с радостью

Период поступления в школу – один из наиболее значимых критических периодовв жизни детей не только в социальном, но и в физиологическом плане. О том, что нужно сделать для того, чтобы он прошел успешно, рассказывает Жанна Александрова, валеолог Минского областного центра гигиены, эпидемиологии и общественного здоровья.

 

С поступлением в школу изменяется вся жизнь ребенка. Детям приходится привыкать к новым условиям жизни, режиму, обстановке, контактам, учителям и т.д., в результате чего возрастает психоэмоциональная нагрузка. Этот важный период привыкания к школе называется адаптационным, от него во многом будет зависеть здоровье ребенка в будущем.

Адаптация к школе – длительный процесс, продолжительность которого составляет приблизительно 5–6 недель. Наиболее сложными являются первые 4 недели. Именно в этот период проявляется напряжение всех функциональных систем организма ребенка, связанное с изменением привычного образа жизни.

Каждый ребенок индивидуален по своему развитию и состоянию здоровья. Легче переносят поступление в школу и лучше справляются с умственной и физической нагрузкой здоровые дети, с нормальным уровнем функционирования всех систем организма и гармоничным физическим развитием. Кроме того, на развитие ребенка влияют как внешние (социально-культурные условия, в которых растет и развивается ребенок, экологические, внешнесредовые и педагогические), так и внутренние (генетические, уровень функционального развития, состояние здоровья и другое) факторы.

Следует выделить факторы риска, которые могут нарушить или затормозить развитие ребенка. Это чрезмерная жесткость требований и нетерпимость родителей, которые осложняют период подготовки ребенка к школе и вызывают комплекс проблем еще до начала обучения.

Период адаптации может протекать по-разному и характеризуется определенными физиологическими сдвигами в организме. Поэтому родители по определенным признакам могут судить о степени тяжести адаптационного периода у их ребенка. Это нарушения в поведении, взаимоотношениях с детьми, неустойчивое эмоциональное состояние, ухудшение сна, снижение аппетита и т.д.

Если в течение 2–3 недель состояние ребенка нормализуется, значит, адаптация прошла легко. Если же нарушения становятся более выраженными и длительными, ухудшается самочувствие, изменяется температура тела, появляется сыпь и т.д. (то есть функциональные сдвиги становятся выраженными), то следует говорить о более сложном течении адаптации.

Чтобы малыш благополучно привыкал к новым условиям и учился с радостью, наш совет родителям – строго следовать рекомендациям врачей и педагогов, внимательно следить за состоянием здоровья ребенка, его ростом, весом, нервно-психическим развитием, организовать правильный режим дня, обеспечить рациональное питание, закаливание, достаточную продолжительность сна, время пребывания на свежем воздухе, воспитывать правильное отношение к детям и взрослым. В семье должна быть спокойная и доброжелательная обстановка.

Именно на школьные годы приходится наиболее важный этап роста и развития организма, формирование основных черт характера. В эту пору усваиваются знания и навыки, необходимые в жизни, укрепляется здоровье. В школьном возрасте легче выработать привычку к организованности и порядку, труду.

Тщательная подготовка к школе требуется не только ослабленным, но и здоровым детям. От вашего отношения к ребенку и его проблемам во многом зависит его будущее, и только внимание, терпение и желание принесут успех!

 

Выбираем рюкзак к школе 

Вы купили невероятно яркий, ужасно модный и страшно дорогой рюкзак для вашего школьника. Насколько безопасным он окажется для здоровья подрастающего человека, поможет разобраться Елена Афанасевич, врач-гигиенист Минского областного центра гигиены, эпидемиологии и общественного здоровья.

 

Начнем с того, что рюкзак предназначен для переноски тяжестей туристами, охотниками и солдатами. Ваш ребенок пока не подходит ни под одну из этих категорий, хотя ежедневно должен переносить «багаж знаний» из учебников, тетрадей и письменных принадлежностей. Поэтому поиск подходящего портфеля – одна из важнейших задач родителей.   

Золотая середина кожгалантерейного изделия для школы – где-то между портфелем, сумкой через плечо, рюкзаком и ранцем. Для того чтобы остановиться на чем-то конкретном, необходимо понять, что искать.

В соответствии с санитарными нормами и правилами масса ежедневного комплекта учебников учащихся общеобразовательных учреждений с письменными принадлежностями (без ранца) должна быть не более 1,5 кг для учащихся 1–2 классов; 2,5 кг – для учащихся 3–4 классов; 3,0 кг – для учащихся 5–6 классов; 3,5 кг – для учащихся 7–8 классов; 4,0 кг – для учащихся 9–11 классов.

Размеры ранцев и портфелей должны соответствовать анатомо-физиологическим параметрам учащихся и обеспечивать удобство при ношении. Желательно, чтобы длина плечевых ремней была регулируемой.

Ранцы и портфели должны быть промаркированы в соответствии с возрастом: «для учащихся начальных (1–4) классов» или «для учащихся средних и старших (5–11) классов».

Материал, используемый для изготовления верха ранцев и портфелей, должен быть легким, прочным, с водоотталкивающей пропиткой или покрытием, морозоустойчивым, удобным для очистки. Швы должны быть прочными, пластиковые делали – без острых углов и сколов, острые кромки и углы крепежных деталей должны быть притуплены или скрыты, молнии и замки – надежными и легкими в использовании. Все материалы и фурнитура, применяемые для изготовления ранцев и портфелей, по качеству, внешней отделке, физико-механическим свойствам должны отвечать требованиям действующих технических нормативных правовых актов. Для изготовления ранцев, портфелей применяется искусственная и синтетическая кожа, ткани, пленка поливинилхлоридная, пластические массы, картон, другие материалы и фурнитура.

В целях обеспечения безопасности учащихся на ранцах и портфелях должны быть предусмотрены детали и (или) фурнитура со светоотражающими элементами на передних, боковых поверхностях и верхнем клапане. Не секрет, что самый большой вред осанке ребенка наносит перенос грузов со смещенным центром тяжести. Постоянное ношение тяжестей в руке (портфель), на одном плече (сумка на лямке) или на спине в рюкзаках со смещенным центром тяжести приводит к усталости мышц и впоследствии может привести к нарушению осанки и даже искривлению позвоночника. С ортопедической точки зрения лучшим вариантом считается школьный ранец с жестким корпусом и плечевыми ремнями, предназначенный для переноски школьных принадлежностей на спине. Он имеет твердую форму, поэтому поддерживает спину ребенка в прямом положении и не деформирует позвоночник. Рюкзак в отличие от ранца часто не имеет уплотненной спинки, из-за чего его содержимое может оказывать неравномерное давление на спину.

Спинка ранца должна быть жесткой. Желательно, чтобы она имела дополнительную прокладку, которая смягчит трение и сделает ношение ранца более комфортным. Лучше, если прокладка изготовлена из пористого (сетчатого) воздухопроницаемого материала, чтобы спина не потела. Цельнопластиковые спинки с этой целью снабжают продольными бороздками. Важно, чтобы в нижней части спинки был предусмотрен небольшой валик, на который при правильном ношении ранца будет приходиться основная нагрузка.

Непременно примеряйте рюкзак перед покупкой. Не покупайте изделие на вырост. И, самое главное: школьная сумка должна понравиться ребенку. Обязательно  учитывайте его мнение при покупке.

 

«Здоровая газета» №6 от 04.09.2014