(1 часть )
По определению ВОЗ, насилие – это преднамеренное применение физической силы или власти, действительное или в виде угрозы, направленное против себя, против иного лица, группы лиц или общины, результатом которого являются (либо имеется высокая степень вероятности этого) телесные повреждения, смерть, психологическая травма, отклонения в развитии или различного рода ущерб.
Согласно официальной позиции ВОЗ, причины насилия отчасти обусловлены биологическими или иными личностными факторами, предрасположенностью человека к агрессии, однако, чаще всего, такие факторы взаимодействуют с семейными, культурными и прочими факторами внешнего характера и таким образом создают ситуацию, в которой возникает насилие. Насилие любого рода всегда связано с нарушением личных границ человека.
В психологическом смысле границы – это понимание собственного «я» как отдельного от других. Это понимание своей отдельности, формирует основу нашей личности. Границы говорят нам где мы, а где не мы; что мы можем выбрать, а что не можем; что мы в состоянии вынести, а что нет; что мы чувствуем и чего не чувствуем; что нам нравится и что нам не нравится; чего мы хотим и чего не хотим. Одним словом, границы определяют нас. Точно так же, как физические границы определяют, где начинается и где заканчивается частное владение, духовные и психологические границы определяют, кем мы являемся, а кем не являемся.
Замечали ли Вы, как Вы оказывались в ситуации, когда нарушаются Ваши личные границы? Знаете ли Вы, как этому противостоять?
В данной статье мы рассмотрим важность формирования личных границ ребенка в процессе его воспитания.
Нам всем нравится возводить границы, но не нравится слышать о границах других. Часто позиция всех детей (и большинства взрослых) такова: то, что доставляет мне удовольствие, — это «хорошо», а то, что огорчает, — «плохо». Задача родителей — на собственном примере помочь ребенку развить в себе ответственность, самообладание и внутреннюю свободу. Создание границ и соблюдение их неприкосновенности — задача непростая, но если Вы будете следовать правилам, то результат не заставит себя ждать.
Люди желают вырастить своих детей не только любящими, но и ответственными. Для этого они нуждаются в руководстве к действию, которое помогло бы не только восстановить нарушенные границы, но и предотвратить появление связанных с границами проблем и сформировать границы у детей.
Многие проблемы напрямую связаны с ответственностью и умением владеть собой. Осознание границ приходит с опытом, когда человек на практике сталкивается с последствиями своего поведения, учится брать на себя ответственность за собственные поступки, имеет дело с границами других людей.
Важно помнить: процесс воспитания ориентирован не только на настоящее. Вы подготавливаете своего ребенка к будущей жизни. В процессе воспитания необходимо уделять внимание формированию личных границ, ведь связанные с ними проблемы появляются у людей не во взрослой жизни. Люди усваивают определенные привычки еще в детстве и автоматически переносят их во взрослую жизнь, в которой ставки гораздо выше. Вот те проблемы, которые возникают в раннем возрасте из-за отсутствия границ:
ü неспособность сказать «нет» людям, которым ничего не стоит причинить обиду другому, и положить конец их оскорбительному поведению;
ü собственные пагубные привычки;
ü неумение принимать отказы от других и уважать установленные ими рамки;
ü неспособность ради достижения определенных целей и задач превозмочь в себе желание потакать собственным прихотям;
ü стремление иметь дело с безответственными или способными обидеть другого человека людьми, пытаясь при этом «повлиять» на них;
ü желание взять на себя ответственность за жизнь других;
ü способность легко оказаться объектом манипулирования или «игрушкой» в чужих руках;
ü неумение сближаться и налаживать близкие отношения с другими людьми;
ü неспособность быть искренним с близкими;
ü неспособность отстаивать свое мнение и продуктивно решать возникающие конфликты;
ü стремление играть роль жертвы, вместо того чтобы ставить перед собой конкретные цели и ощущать себя хозяином своей жизни;
ü склонность к вредным привычкам и навязчивым состояниям;
ü неорганизованность и неумение довести начатое дело до конца;
Часто уже взрослые люди, годами испытывающие проблемы, связанные с границами, обращаются за помощью к психологам.
И тогда мы задумываемся о профилактических мерах.
Самое первое и основное представление о мире ребенок получает дома. Именно дома в его сознании формируется понятие о том, что такое жизнь, любовь, ответственность, возможность выбора и свобода. Если Ваше отношение к ребенку выражается в том, что Вы защищаете дитя от боли, к которой приводит его безответственность, то обрекаете его на огромные душевные муки во взрослой жизни, хотя действуете из лучших побуждений, при этом зачастую просто не знаете, как возводить границы для своих детей, так как сами были их лишены. Если бы Вы представляли, как вырастить ребенка с хорошими границами, скольких неприятностей можно было бы избежать?
Самый главный вопрос, который должны задать себе родители, столкнувшись с плохим поведением ребенка, не «Почему он все время пристает к своему брату?», не «Почему он не выполняет сам домашние задания?» и др. а «Какова моя роль в возникновении этой проблемы?». Это достаточно болезненно, но преимущество данного подхода заключается в том, что с Вас снимается бессмысленная задача постоянного контроля за действиями ребенка и предоставляется возможность контролировать лишь свою позицию по отношению к нему.
Нам очень хотелось бы помочь детям избежать необходимости сталкиваться с тем, что мешает многим из нас, — с дефицитом границ. Ведь сформированные границы — ключ к установлению любых взаимоотношений между людьми, поэтому узнать о принципах построения таких границ для детей важно.
Во второй части мы рассмотрим три принципа, следуя которым, Вы сможете оказывать влияние на процесс формирования границ у ребенка.
Статью подготовила психолог
Центра,дружественного подросткам «Подросток» Хайкина В.В.
с использованием материалов книги «Дети: границы, границы...»,
авторы: Генри Клауд, Джон Таунсенд.