(советы  родителям)

          Самоубийство – это реакция человека на проблему, которая кажется ему непреодолимой. Уровень подросткового суицида в Беларуси – один из самых высоких в мире. Каковы его причины и как предотвратить появление суицидальных мыслей у ребенка?

 

         По определению суицидологов, «суицид- это следствие социально- психологической дезадаптации личности в условиях переживаемого личностью микросоциального конфликта». Иными словами, его непосредственные причины обычно тесно связаны с проблемами в ближайшем окружении: с разводами родителей, с их повторными браками, алкоголизмом, конфликтами, с болезнью и потерей близких родственников. Сфера общения детей изменяется и вызывает сложный внутренний конфликт: потребность общаться остается, а реализовать ее в привычных формах уже нельзя. Не зная, как повлиять на членов семьи или окружающих, ребенок задумывает самоубийство. Суицид может быть и средством выхода самого человека из непереносимой ситуации.

 

Риску суицида подвержены дети и подростки с определенными психологическими  особенностями:

  • эмоционально чувствительные, ранимые;
  • настойчивые в трудных ситуациях и одновременно неспособные к компромиссам;
  • негибкие в общении (их способы взаимодействия с окружающими достаточно однотипны и прямолинейны);
  • склонные к импульсивным, эмоциональным, необдуманным поступкам;
  • склонные к сосредоточенности на эмоциональной проблеме и к формированию сверхзначимого отношения, пессимистичные;
  • замкнутые, имеющие ограниченный круг общения.

 

Как понять, что ребенок решился на самоубийство.

         Если ребенок всерьез задумал совершить самоубийство, об этом обычно нетрудно догадаться по ряду характерных признаков, которые можно разделить на 3 группы: словесные, поведенческие и ситуативные.

1. словесные признаки. Подросток часто размышляет о своем душевном состоянии, при этом:

  • прямо и явно говорит о смерти: «Я собираюсь покончить с собой»; «Я не могу так дальше жить»
  • косвенно намекает о своем намерении: «Я больше не буду ни для кого обузой»; «Тебе больше не придется обо мне волноваться»;
  • шутит на тему самоубийства;
  • проявляет нездоровую заинтересованность вопросами смерти.

2. поведенческие признаки. Подросток может:

  • раздавать вещи, имеющие для него большую личную значимость, другим;
  • приводить в порядок дела;
  • мириться с давними врагами;
  • демонстрировать радикальные перемены в поведении, такие как:

в еде- есть слишком мало или слишком много;

во сне- спать слишком мало или слишком много;

во внешнем виде – стать неряшливым;

в школьных привычках – пропускать занятия, не выполнять домашние задания, избегать общения с одноклассниками, проявлять  раздражительность угрюмость; находиться в подавленном настроении;

замкнуться от семьи и друзей;

быть чрезмерно деятельным или, наоборот, безразличным к окружающему миру; ощущать то внезапную эйфорию, то приступы отчаяния;

проявлять признаки беспомощности, в поступках ощущается безнадежность.

3. ситуационные признаки. Подросток может решиться на самоубийство, если он:

  • социально изолирован (не имеет друзей или имеет только одного друга), чувствует себя отверженным;
  • живет в нестабильном окружении (серьезный кризис в семье – в отношениях с родителями или родителей друг с другом; алкоголизм – личная или семейная проблема);
  • ощущает себя жертвой насилия – физического, сексуального или эмоционального;
  • предпринимал ранее попытки суицида;
  • имеет склонность к самоубийству вследствие того, что оно совершалось кем-то из друзей, знакомых или членов семьи;
  • перенес тяжелую потерю (смерть кого-то из близких, развод родителей);
  • слишком критически настроен по отношению к себе.

 

Если замечена склонность ребенка к самоубийству, следующие рекомендации помогут изменить ситуацию:

  1. Внимательно выслушивайте подростка, решившегося на самоубийство. Приложите все усилия, чтобы понять проблему, скрытую за словами.
  2. Оцените серьезность намерений и чувств ребенка. Если он уже имеет конкретный план самоубийства – ему срочно нужна помощь.
  3. Оцените глубину эмоционального кризиса. Замечайте детали. Например, если человек, находившийся в состоянии депрессии, вдруг начинает проявлять бурную деятельность, - это может служить основанием для тревоги.
  4. Внимательно отнеситесь ко всем, даже самым незначительным обидам и жалобам. Не пренебрегайте ничем из сказанного. Подросток может не давать волю чувствам, скрывая свои проблемы, но в то же время находиться в состоянии глубокой депрессии.
  5. Не бойтесь прямо спросить ребенка, не думает ли он (она) о самоубийстве. Часто подросток бывает рад возможности открыто рассказать о своих проблемах.

 

Рекомендации родителям.

          Семейная дезорганизация  - главная социально- психологическая причина суицидов. Дети, совершающие суициды, как правило, из  семей, где часто происходят конфликты между родителями, между родителями и детьми с применением насилия. Экономические проблемы в семье, ранняя потеря родителей или утрата с ними взаимопонимания, болезнь матери, уход из семьи отца - также могут быть причинами суицидального решения.

        

Родители! Ни в коем случае не оставляйте нерешенными проблемы, касающиеся сохранения физического и психического здоровья ребенка; анализируйте вместе с сыном или дочерью каждую трудную ситуацию;

Учите ребенка с раннего детства принимать ответственность за свои поступки и решения, предвидеть последствия поступков.

Сформируйте у него потребность задаваться вопросом: «Что будет если…»;

Воспитывайте в ребенке привычку рассказывать родителям не только о своих достижениях, но и о тревогах сомнениях, страхах; не опаздывайте с ответами на его вопросы по различным проблемам физиологии;

Не иронизируйте над ребенком, если в какой-то ситуации он оказался слабым физически и морально, помогите ему и поддержите его, предложите возможные пути решения возникшей проблемы;

Обсуждайте с ним работу служб, которые могут оказать помощь в ситуации, сопряженной с риском для жизни; запишите соответствующие номера телефонов;

 

170 – телефон доверия областной экстренной психологической помощи;

 

35-91-91 – телефон доверия экстренной психологической помощи г. Гомеля

 

Запишите свои рабочие номера телефонов, а также номера телефонов людей, которым Вы и Ваш ребенок доверяет.

Тест для родителей

        

Уважаемые родители! Обращайте внимание на эмоциональное состояние вашего ребенка. Общайтесь, обсуждайте проблемы, учите их разрешать, внушайте оптимизм. Если вы не справляетесь сами, чувствуете неблагополучие в социальной, эмоциональной сфере вашего ребенка, не стесняйтесь обращаться за помощью к специалистам. Не надейтесь, что все само собой пройдет и наладится. Проявите бдительность. Специалисты помогут облегчить страдания вашего ребенка, найдут выход из трудной ситуации.

 

Ответьте на некоторые вопросы, которые помогут увидеть картину ваших взаимоотношений с ребенком.

  1. Рождение вашего ребенка было желанным?
  2. Вы каждый день его целуете, говорите ласковые слова или шутите с ним?
  3. Вы с ним каждый вечер разговариваете  по душам и обсуждаете прожитый им день?
  4. Раз в неделю проводите с ним досуг (походы в кино, концерт, театр, посещаете родственников, катание на лыжах, совместный просмотр фильмов, передач, их обсуждение и т.д.)?
  5. Вы обсуждаете с ним создавшиеся семейные проблемы, ситуации, планы?
  6. Вы обсуждаете с ним его имидж, моду, манеру одеваться?
  7. Вы знаете его друзей? (чем они занимаются, где живут)
  8. Вы знаете о  его времяпрепровождении, хобби, занятиях?
  9. Вы в курсе его влюбленности, симпатий?
  10. Вы знаете о его недругах, недоброжелателях, врагах?
  11. Вы знаете, какой его любимый предмет в школе?
  12. Вы знаете кто его любимый учитель?
  13. Вы знаете, кто его нелюбимый учитель?
  14. Вы первым идите на примирение, разговор?
  15. Вы не оскорбляете и не унижаете своего ребенка?

 

Подсчет результатов

 

Если на все вопросы Вы ответили «да», значит Вы находитесь на верном родительском пути, держите ситуацию под контролем и сможете в трудную минуту прийти на помощь своему ребенку. Если же большинство ответов «нет», необходимо немедленно изменить свое поведение, постараться услышать и понять своего ребенка, пока не случилась беда!

 

 

Материал подготовлен

с использованием Интернет ресурсов