(советы родителям)
Самоубийство – это реакция человека на проблему, которая кажется ему непреодолимой. Уровень подросткового суицида в Беларуси – один из самых высоких в мире. Каковы его причины и как предотвратить появление суицидальных мыслей у ребенка?
По определению суицидологов, «суицид- это следствие социально- психологической дезадаптации личности в условиях переживаемого личностью микросоциального конфликта». Иными словами, его непосредственные причины обычно тесно связаны с проблемами в ближайшем окружении: с разводами родителей, с их повторными браками, алкоголизмом, конфликтами, с болезнью и потерей близких родственников. Сфера общения детей изменяется и вызывает сложный внутренний конфликт: потребность общаться остается, а реализовать ее в привычных формах уже нельзя. Не зная, как повлиять на членов семьи или окружающих, ребенок задумывает самоубийство. Суицид может быть и средством выхода самого человека из непереносимой ситуации.
Риску суицида подвержены дети и подростки с определенными психологическими особенностями:
- эмоционально чувствительные, ранимые;
- настойчивые в трудных ситуациях и одновременно неспособные к компромиссам;
- негибкие в общении (их способы взаимодействия с окружающими достаточно однотипны и прямолинейны);
- склонные к импульсивным, эмоциональным, необдуманным поступкам;
- склонные к сосредоточенности на эмоциональной проблеме и к формированию сверхзначимого отношения, пессимистичные;
- замкнутые, имеющие ограниченный круг общения.
Как понять, что ребенок решился на самоубийство.
Если ребенок всерьез задумал совершить самоубийство, об этом обычно нетрудно догадаться по ряду характерных признаков, которые можно разделить на 3 группы: словесные, поведенческие и ситуативные.
1. словесные признаки. Подросток часто размышляет о своем душевном состоянии, при этом:
- прямо и явно говорит о смерти: «Я собираюсь покончить с собой»; «Я не могу так дальше жить»
- косвенно намекает о своем намерении: «Я больше не буду ни для кого обузой»; «Тебе больше не придется обо мне волноваться»;
- шутит на тему самоубийства;
- проявляет нездоровую заинтересованность вопросами смерти.
2. поведенческие признаки. Подросток может:
- раздавать вещи, имеющие для него большую личную значимость, другим;
- приводить в порядок дела;
- мириться с давними врагами;
- демонстрировать радикальные перемены в поведении, такие как:
в еде- есть слишком мало или слишком много;
во сне- спать слишком мало или слишком много;
во внешнем виде – стать неряшливым;
в школьных привычках – пропускать занятия, не выполнять домашние задания, избегать общения с одноклассниками, проявлять раздражительность угрюмость; находиться в подавленном настроении;
замкнуться от семьи и друзей;
быть чрезмерно деятельным или, наоборот, безразличным к окружающему миру; ощущать то внезапную эйфорию, то приступы отчаяния;
проявлять признаки беспомощности, в поступках ощущается безнадежность.
3. ситуационные признаки. Подросток может решиться на самоубийство, если он:
- социально изолирован (не имеет друзей или имеет только одного друга), чувствует себя отверженным;
- живет в нестабильном окружении (серьезный кризис в семье – в отношениях с родителями или родителей друг с другом; алкоголизм – личная или семейная проблема);
- ощущает себя жертвой насилия – физического, сексуального или эмоционального;
- предпринимал ранее попытки суицида;
- имеет склонность к самоубийству вследствие того, что оно совершалось кем-то из друзей, знакомых или членов семьи;
- перенес тяжелую потерю (смерть кого-то из близких, развод родителей);
- слишком критически настроен по отношению к себе.
Если замечена склонность ребенка к самоубийству, следующие рекомендации помогут изменить ситуацию:
- Внимательно выслушивайте подростка, решившегося на самоубийство. Приложите все усилия, чтобы понять проблему, скрытую за словами.
- Оцените серьезность намерений и чувств ребенка. Если он уже имеет конкретный план самоубийства – ему срочно нужна помощь.
- Оцените глубину эмоционального кризиса. Замечайте детали. Например, если человек, находившийся в состоянии депрессии, вдруг начинает проявлять бурную деятельность, - это может служить основанием для тревоги.
- Внимательно отнеситесь ко всем, даже самым незначительным обидам и жалобам. Не пренебрегайте ничем из сказанного. Подросток может не давать волю чувствам, скрывая свои проблемы, но в то же время находиться в состоянии глубокой депрессии.
- Не бойтесь прямо спросить ребенка, не думает ли он (она) о самоубийстве. Часто подросток бывает рад возможности открыто рассказать о своих проблемах.
Рекомендации родителям.
Семейная дезорганизация - главная социально- психологическая причина суицидов. Дети, совершающие суициды, как правило, из семей, где часто происходят конфликты между родителями, между родителями и детьми с применением насилия. Экономические проблемы в семье, ранняя потеря родителей или утрата с ними взаимопонимания, болезнь матери, уход из семьи отца - также могут быть причинами суицидального решения.
Родители! Ни в коем случае не оставляйте нерешенными проблемы, касающиеся сохранения физического и психического здоровья ребенка; анализируйте вместе с сыном или дочерью каждую трудную ситуацию;
Учите ребенка с раннего детства принимать ответственность за свои поступки и решения, предвидеть последствия поступков.
Сформируйте у него потребность задаваться вопросом: «Что будет если…»;
Воспитывайте в ребенке привычку рассказывать родителям не только о своих достижениях, но и о тревогах сомнениях, страхах; не опаздывайте с ответами на его вопросы по различным проблемам физиологии;
Не иронизируйте над ребенком, если в какой-то ситуации он оказался слабым физически и морально, помогите ему и поддержите его, предложите возможные пути решения возникшей проблемы;
Обсуждайте с ним работу служб, которые могут оказать помощь в ситуации, сопряженной с риском для жизни; запишите соответствующие номера телефонов;
170 – телефон доверия областной экстренной психологической помощи;
35-91-91 – телефон доверия экстренной психологической помощи г. Гомеля
Запишите свои рабочие номера телефонов, а также номера телефонов людей, которым Вы и Ваш ребенок доверяет.
Тест для родителей
Уважаемые родители! Обращайте внимание на эмоциональное состояние вашего ребенка. Общайтесь, обсуждайте проблемы, учите их разрешать, внушайте оптимизм. Если вы не справляетесь сами, чувствуете неблагополучие в социальной, эмоциональной сфере вашего ребенка, не стесняйтесь обращаться за помощью к специалистам. Не надейтесь, что все само собой пройдет и наладится. Проявите бдительность. Специалисты помогут облегчить страдания вашего ребенка, найдут выход из трудной ситуации.
Ответьте на некоторые вопросы, которые помогут увидеть картину ваших взаимоотношений с ребенком.
- Рождение вашего ребенка было желанным?
- Вы каждый день его целуете, говорите ласковые слова или шутите с ним?
- Вы с ним каждый вечер разговариваете по душам и обсуждаете прожитый им день?
- Раз в неделю проводите с ним досуг (походы в кино, концерт, театр, посещаете родственников, катание на лыжах, совместный просмотр фильмов, передач, их обсуждение и т.д.)?
- Вы обсуждаете с ним создавшиеся семейные проблемы, ситуации, планы?
- Вы обсуждаете с ним его имидж, моду, манеру одеваться?
- Вы знаете его друзей? (чем они занимаются, где живут)
- Вы знаете о его времяпрепровождении, хобби, занятиях?
- Вы в курсе его влюбленности, симпатий?
- Вы знаете о его недругах, недоброжелателях, врагах?
- Вы знаете, какой его любимый предмет в школе?
- Вы знаете кто его любимый учитель?
- Вы знаете, кто его нелюбимый учитель?
- Вы первым идите на примирение, разговор?
- Вы не оскорбляете и не унижаете своего ребенка?
Подсчет результатов
Если на все вопросы Вы ответили «да», значит Вы находитесь на верном родительском пути, держите ситуацию под контролем и сможете в трудную минуту прийти на помощь своему ребенку. Если же большинство ответов «нет», необходимо немедленно изменить свое поведение, постараться услышать и понять своего ребенка, пока не случилась беда!
Материал подготовлен
с использованием Интернет ресурсов