На 10-м месяце ребенок уже не только самостоятельно сидит, но и активно ползает.
Его успехи в этом способе передвижения не раз вызовут у вас улыбку. Но ему уже мало только ползания. Он развивается дальше. Теперь, следуя инстинкту, ребенок стремится забираться на скамеечки, табуретки, стулья, и это у него все чаще получается. Такое поведение - возрастная норма. Не следует видеть в этом каприз или проявление упрямства. Наоборот, надо помочь. Следует создать условия для акробатических упражнений ребенка, чтобы было, на что взбираться (на невысокую скамеечку), и чтобы было не больно падать. Малышу надоедает однообразие, и он стремится покорять свои вершины. Детский организм растет в движении.
К 10 месяцам ребенок уже пытается стоять, не опираясь, ходит вокруг стула или поддерживаемый за руки. Кости у него окрепли, и можно смело учить ребенка ходить. Первые падения его несколько озадачивают. Он любит играть игрушками, раскладывать их, кладет мелкие предметы к более крупным, может взять мелкие игрушки, следит глазами за падающим предметом.
В большинстве случаев 10-месячный ребенок произносит довольно много разных звуков. Вы можете даже услышать в его языковых упражнениях отдельные простые слова, состоящие из двух слогов, например: «ма-ма», «баба», «ау-ау» и др. Ему очень нравится их повторять. Всячески поддерживайте его стремление говорить. Побольше разговаривайте с ним. Называйте простые, знакомые ему предметы. Старайтесь отчетливо произносить слова. Не смейтесь над теми звуками, что он произносит, ведь в этом возрасте ребенок уже начинает понимать речь взрослых. И ни под каким предлогом не желает быть один, старается различными звуками обратить на себя внимание.
Основные показатели психомоторного развития ребенка в 10 месяцев:
1. Ухватившись за прутья кроватки или за стенку манежика, ребенок встает на ножки и стоит довольно долго.
2. Держась за прогулочную коляску, толкает ее вперед и идет за ней.
3. Делает несколько шагов без поддержки.
4. Знает назначение чашки, умеет держать ее за ручку и даже пить из нее.
5. Повторяет за взрослым разнообразные звуки и слоги.
6. По просьбе взрослого находит и дает названную игрушку.
7. Принимает участие в играх «Догоню-догоню», «Сорока-воровка» и др.
8. Действия с предметами (вынимание-вкладывание, открывание-закрывание и др.) приобретают устойчивый характер.