Необходимо устранить те неблагоприятные факторы, которые раньше или позже могут привести или уже привели к близорукости. Нельзя придерживаться выжидательной, пассивной тактики, тем более что влияние большинства этих факторов может быть исключено или сведено к минимуму. В этом должны быть заинтересованы не только офтальмологи, но и микропедиатры, педиатры, патронажные медицинские сестры, гигиенисты, школьные врачи вместе с родителями, воспитателями детских дошкольных учреждений и учителями школ, которым следует объединить усилия в борьбе с возникновением близорукости и ее прогрессированием.
Для того чтобы воспитание и обучение детей в группах профилактики глазной патологии осуществлялось гармонично и не нарушало программы, разработанной органами и учреждениями народного образования, офтальмологи совместно с воспитателями и с привлечением родителей разрабатывают индивидуализированные методы профилактики нарушений зрения. Эти методы должны учитывать и общее состояние здоровья, и уровень умственного и физического развития, и степень риска по близорукости, и возраст, и наследственную отягощенность. В таких случаях вся работа с детьми осуществляется по принципу играя - лечимся. Все лечебные мероприятия у детей в группах профилактики глазной патологии должны быть ненасильственными, ненавязчивыми, непродолжительными, занимательными и игровыми с учетом психоэмоционального состояния ребенка.
Многолетняя практика страны показывает, что осуществляемые меры профилактики позволяют в 2 раза сократить частоту возникновения или уменьшить скорость прогрессирования близорукости.
Борьба с близорукостью, начатая в детских дошкольных учреждениях, должна неукоснительно продолжаться в школах. Как и в дошкольных учреждениях, лучше всего выделить группы глазной профилактики. Это в основном дети, которые нуждаются в дополнительной опеке и преподавателей, и педиатров, и родителей.
Каждый преподаватель, школьные медицинские работники и родители должны знать и неукоснительно выполнять все рекомендации офтальмологов по отношению к детям групп глазной профилактики по близорукости.
В питание детей рекомендуется вводить морковь и другие овощи, чернику, молоко, творог, курагу, грецкие орехи, отварное мясо; исключаются такие приправы, как горчица, перец и т. п.
В осенние, зимние (пасмурные) дни освещение должно быть смешанным, освещенность не менее 500 лк на рабочем месте. Необходимо содержать в чистоте оконные стекла, не загромождать подоконники цветами, наглядными пособиями. От слепящего действия прямых солнечных лучей защищают светлые шторы на окнах.
К сожалению, освещенность в детских садах и школьных классах распределяется неравномерно. Особенно это касается школьников, сидящих в третьем ряду (у двери). Причины этого следующие: стены увешаны наглядными пособиями; передняя стена закрыта школьной доской, напротив располагаются шкафчики. Таким образом, от стен нет отражения света на парты. В связи с этим детей необходимо не реже 1 раза в месяц пересаживать.
Отражающие поверхности в классе следует окрашивать в светлые тона: потолки, оконные проемы и рамы - в белый цвет, панели - в палевые тона, школьную мебель - в светло-серый цвет, школьную доску - в черный или темно-коричневый цвет (матовый). Мел должен быть хорошего качества, тексты, рисунки, наглядные пособия, которыми школьник пользуется при зрительной работе, - рельефными и отчетливыми. Бумага должна быть белой, качественной; чернила следует применять темные, неразведенные. Расстояние от глаз до книги или тетради должно быть 33-35 см (согнутая в локте рука должна доставать подбородок). Недостаточная освещенность, нечеткий, расплывчатый шрифт, чрезмерное приближение глаз к книге, несоответствие парты росту - все это ведет к утомлению глаз (веки краснеют, появляется ощущение песка в глазах), усталости мышц шеи, спины. Для облегчения школьник начинает искать оптимальное положение тела и привыкает сидеть неправильно. Правильная посадка возможна только при использовании специальной школьной мебели, соответствующей росту учащегося.
Столы и парты должны быть маркированы по размерам, чтобы можно было рассаживать детей по росту. Книгу во время чтения лучше ставить на подставку, что обеспечивает правильную посадку и исключает наклон головы и развитие сколиоза.
Дома для занятий ребенку отводят место у окна. Оконные стекла должны быть чистыми, окна незашторенными, подоконники свободными.
Вечером следует пользоваться достаточным искусственным местным освещением - одной лампой 100 Вт с непрозрачным колпаком. Лампу помещают слева, чтобы свет освещал только рабочую поверхность, а глаза оставались в тени. Должен быть и верхний свет мощностью 60-100 Вт. Ни в коем случае нельзя читать в сумерках, в транспорте, во время ходьбы, лежа в постели, на диване. Отсутствие зоны комфорта для зрения ведет к утомлению глаз, снижению остроты зрения, а нередко - к развитию ложной, а затем и истинной близорукости, Часто у детей, занимающихся музыкой, рисованием, дополнительно математикой, вязанием, вышиванием, иностранными языками и другими работами, требующими зрительного напряжения, ведущих малоподвижный образ жизни в закрытых помещениях, чаще всего возникает близорукость.
Необходимо чередовать зрительную работу с физическим отдыхом, физкультпаузами для глаз (после 15 мин чтения или письма закрыть глаза, откинувшись на стуле, расслабиться, посидеть в покое 2-3 мин. Через следующие 15 мин делают упражнения для глаз: движения вверх, вниз, в сторону, тоже 2-3 мин; спустя 30 мин занятия - вновь физ-культпауза 10 мин или физическая работа по дому). Необходимо чаще быть на воздухе во внеучебное время и на переменах в школе.
В летние каникулы следует обеспечить детям активный отдых. Хорошо сочетать отдых и лечение в специализированных летних оздоровительных лагерях, городских или расположенных за городом, в лесу, где есть водоемы.
Особенно хороший результат оздоровления в таких лагерях отмечается у детей 10-12 лет, которые более подвижны, занимаются спортом (бег, плавание, хореография).
Для детей группы профилактики отводится самое светлое место - у окна. Порядок рассаживания детей определяют офтальмолог и педагог с учетом ряда признаков (пол, рост, отягощенная наследственность по близорукости, имеющаяся близорукость).
Учащимся с близорукостью не рекомендуются спортивные соревнования, поднятие тяжестей (можно заниматься плаванием, греблей, бегом трусцой, теннисом и др.).
Делать перерывы при чтении на 10-15 мин через каждые 30- 45 мин, ограничивать просмотр телепередач (до 45 мин).
Проводить беседы с родителями о режиме отдыха и занятий детей дома.
Контроль за выполнением учителями рекомендаций офтальмолога возлагается на медицинскую сестру школы, медицинскую сестру глазного кабинета во главе с офтальмологом.
Для четкости выполнения учителями и медицинскими работниками офтальмологических рекомендаций не реже одного раза в 1-2 мес офтальмолог должен посещать первые 3-4 класса школ, уделяя внимание сформированным "группам профилактики". Лучше это делать по договоренности и вместе с директорами и заведующими учебной частью школ.
У каждого ребенка, внесенного в список "группы профилактики", должны быть зафиксированы острота зрения, рефракция, аккомодация, сопутствующие заболевания, наследственная отягощенность по близорукости, увлечение чтением, занятия музыкой, иностранными языками, вышиванием и т. п., а также занятия физкультурой и спортом; время, затрачиваемое на просмотр телепередач, время пребывания на воздухе, занятия в группе продленного дня; проводимое лечение (какое, регулярность, длительность).