В любом государстве и любом обществе всегда были, есть и будут дети-сироты и дети, которые по разным причинам остаются без попечения родителей. И в этом случае общество и государство берет на себя заботу по развитию и воспитанию таких детей. Ребенок, потерявший родителей - это особый, по-настоящему трагический мир. Потребность иметь семью, отца и мать - одна из сильнейших потребностей ребенка. Вместе с тем, ситуация усугубляется, если у ребенка есть родители, но они забыли об этом, не уделяют ему внимания, не заботятся о нем, зачастую ведут аморальный образ жизни. Ребенок при живых родителях является социальным сиротой.
Социальные сироты - это не только дети, родители, которых лишены родительских прав, но и дети, родители которых юридически не лишены прав, но фактически не заботятся о своих детях.
К факторам социального риска, отрицательно влияющим на выполнение семьей своих функций, относятся:
- социально-экономические факторы: низкий материальный уровень жизни семьи, нерегулярные доходы, плохие жилищные условия;
- медико-социальные факторы: инвалидность или хронические заболевания родителей, других членов семьи. Вредные условия работы родителей, и особенно матери, пренебрежение санитарно-гигиеническими нормами;
- социально-демографические факторы: неполная или многодетная семья, семьи с несовершеннолетними или престарелыми родителями, семьи с повторным браком и сводными детьми;
- социально-психологические и психо-педагогические факторы: семьи с деструктивными эмоционально-конфликтными отношениями супругов родителей и детей, педагогической несостоятельностью родителей и их низким общеобразовательным уровнем, деформированными ценностными ориентациями;
- криминальные факторы: алкоголизм, наркомания, аморальный и паразитический образ жизни семьи, семейные скандалы, проявление жестокости и семейного насилия, наличие судимых членов семьи.
Растущие масштабы асоциального поведения среди взрослых стимулируют развитие аналогичных процессов и в детской среде. Рост числа разводов является одним из факторов, неблагоприятно влияющих на судьбу детей. Увеличивается количество детей, рожденных вне брака. Материальные трудности, суженный круг внутрисемейного общения в неполной семье негативно сказываются на детях. Они труднее налаживают контакты со сверстниками, у них чаще, особенно у мальчиков, встречаются невротические симптомы. Более 50% несовершеннолетних нарушителей выросли в неполной семье, более 30% детей, имеющих психические отклонения, росли без отца.
Главными нарушителями прав детей являются их родители, то есть лица, на которых в соответствии с законом в первую очередь возложена обязанность по защите прав и интересов детей, заботе об их здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии. Нарушения прав детей зачастую происходят в результате неисполнения родителями своих родительских обязанностей. Причинами такого поведения являются как обыкновенная пассивность родителей, так и их противоправное поведение.
Воспитание ребенка, забота о его здоровье и благополучии – это трудоемкий процесс, требующий от родителей много сил и терпения. Как показывает практика, даже в благополучных семьях, где родители испытывают искреннюю любовь и привязанность к своим детям, в воспитательном процессе могут использоваться такие формы воздействия на ребенка, как телесные наказания, запугивание, оскорбления. Проблема жестокого обращения с детьми остается одной из самых актуальных и острых в ряду иных проблем, связанных с соблюдением и защитой прав и интересов несовершеннолетних. Для многих детей столкновение с насилием происходит в семье.
Значительно хуже положение детей в семьях с более низким уровнем культуры, где к ребенку относятся, как к обузе. Указанные выше способы воспитания, которые для первой группы семей являются скорее исключением, здесь - норма. Ситуация еще более обостряется, если один или оба родителя страдают алкогольной зависимостью или наркоманией.
Особенно необходимо привлечь внимание к такому виду насилия, как пренебрежение к нуждам детей, которое выражается в отсутствии элементарной заботы о ребенке, в результате чего нарушается его эмоциональное состояние и появляется угроза его здоровью или развитию.
Пренебрежение может выражаться в том, что родители не обеспечивают ребенка необходимым количеством пищи, одежды, сна, гигиенического ухода. Кроме того, пренебрежение проявляется в недостатке со стороны родителей уважения, внимания, ласки, тепла, в отсутствии должного внимания и заботы, в результате чего ребенок может стать жертвой несчастного случая. Опасность данного вида насилия заключается в том, что это скрытая форма, которая не поддается правовой квалификации и, соответственно, не подлежит ответственности. Вместе с тем именно этот вид насилия зачастую становиться источником более страшных преступлений, совершаемых в отношении несовершеннолетних. Положение дел осложняется также тем, что многие дети боятся сообщать о случаях насилия в отношении них, а родители, которые должны защищать своих детей, не желают «выносить сор из избы» в случае, если насилие совершается супругом или другим членом семьи.
В настоящее время создана правовая основа для организации работы с детьми, нуждающимися в государственной защите:
«Кодекс Республики Беларусь о браке и семье» от 9 июля 1999г. № 278-З, Закон Республики Беларусь от 31 мая 2003г. № 200-З «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», Закон Республики Беларусь от 8 июля 2008г. № 365-З «О правах ребенка», Закон Республики Беларусь от 21 декабря 2005г. №73-З «О гарантиях по социальной защите детей-сирот, детей оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот, оставшихся без попечения родителей».
Принятие Декрета Президента Республики Беларусь от 24 ноября 2006г. № 18 «О дополнительных мерах по государственной защите детей в неблагополучных семьях» стало серьезным шагом в создании системы работы по защите прав и законных интересов детей, повышение ответственности родителей за их воспитание.В Декрете определен порядок выявления и учет несовершеннолетних, нуждающихся в государственной защите, что рассматривается как комплекс профессиональных действий органов, учреждений и иных организаций по установлению факторов, угрожающих благополучию, здоровью и жизни несовершеннолетних и обусловливающих необходимость вмешательства с целью нормализации ситуации, устранения причин и условий неблагополучия.
Принятые нормативные и правовые документы позволили определить модель работы по защите детей, находящихся в социально опасном положении (далее СОП) и нуждающихся в государственной защите. Она имеет следующие компоненты:
- выявление неблагополучия в семье;
- предоставление комиссии по делам несовершеннолетних права принимать решение о признании находящимся в СОП и нуждающимся в государственной защите (отобрании ребенка у родителей);
- решение о лишении родительских прав на заседании комиссии по делам несовершеннолетних (коллегиально) в два этапа: отобрание до 6 месяцев (с целью межведомственной помощи семье и ребенку), затем – рассмотрение вопроса о лишении родительских прав в судебном порядке;
- объединение всех материальных и человеческих ресурсов для решения главной задачи – помощи конкретной семье и конкретному ребенку (создание межведомственного плана защиты прав и законных интересов ребенка);
- социальный патронат семьи и вовлечение самой семьи в процесс реабилитации, как главного условия выведения ребенка из категории СОП.
Отказ родителей от участия в реализации межведомственного плана создания благоприятных условий для жизни ребенка в семье, является главным критерием для принятия решения о лишении родительских прав.
Важным в работе является не наказание родителей лишением родительских прав и отобранием ребенка, а создание возможностей для поддержки семьи, нормализации отношений в ней и сохранения семьи для ребенка.
Большую роль в реализации модели охраны детства играют социально-педагогические центры и детские социальные приюты. Функции социальных педагогов социально-педагогических центров и средних школ несколько различны. Специалисты школ работают со всеми учащимися и их семьями, в том числе и благополучными. Многим из учащихся требуется квалифицированная психологическая и социально-педагогическая помощь с целью профилактики негативных состояний. Это проблемы детей неполных семей, повторных браков, подростковый период, проблема «отцов и детей», проблемы влюбленности, взаимоотношения в коллективе и так далее.
Специалисты социально-педагогических центров обеспечивают систему учета детей, находящихся в СОП, организуют работу с детьми, нуждающихся в государственной защите, осуществляют подготовку кандидатов в усыновители, обеспечивают сопровождение приемных и опекунских семей.
Медицинские работники также обязаны стоять на страже охраны законных прав и интересов ребенка. Главная задача любого медицинского работника вовремя заподозрить и выявить неблагополучие в семье и в тесном сотрудничестве с социальным педагогом школы, комиссией по делам несовершеннолетних, помочь семье реабилитироваться и сохранить детско-родительские отношения для воспитания полноценного поколения нашего общества.
Заведующий филиалом №6 ГУЗ «ГЦГДП» И.В. Чернышевич
Литература:
- Бероусов А.М., Котов Ю.Б., Крамская О.В., Стребейко О.Э. «Ранняя профилактика семейного неблагополучия». Москва, 2011.
- «Методические рекомендации по организации работы по выявлению детей, находящихся в социально опасном положении и нуждающихся в государственной защите» Образовательный портал www.adu.by/Национальный институт образования.
- Панкова Н.В., «Профилактика семейного неблагополучия и восстановление утраченных семейных связей в условиях социозащитного учреждения» МГУ, 2009.